Шестнадцать часов перед бессмертием
Экипаж танка Т-34 под командованием Павла Рака в одиночку на протяжении 16 часов сражался с фашистскими «тиграми» и «фердинандами», обеспечивая переправу основных сил через реки Сху и Березину. Это было в 1944-м при освобождении города Борисова...
2-му батальону, в который входил и взвод гвардии лейтенанта Павла Рака, было поручено захватить мосты через реки Сху и Березину, помешать фашистам взорвать их и, тем самым, обеспечить переправу основных сил. Взводу Павла Рака – 4-м танкам – предстояло идти первыми.
За полтора часа до полуночи выступила головная походная застава, за ней – мотоциклисты и 2 машины взвода Рака. Оглушающе звонкими залпами заговорила артиллерия из-за Схи. Фашисты хорошо пристреляли въезд на мост. Были подбиты все советские танки. Все, кроме одного…
Проскочив по мосту через Сху, танк Рака сразу обрушился на артбатарею, уничтожившую две «тридцатьчетверки», и раздавил ее гусеницами. Развернув машину, танкисты устремились к мосту через Березину, но тут громыхнул взрыв – это немцы уничтожили переправу.
Одновременно взлетел на воздух и мост через Сху. Теперь наши танкисты были отрезаны от своих, а Т-34 уже попал в прицел наводчика германской самоходки «Элефант». Но немец на секунду замешкался с выстрелом, и танк успел уйти из опасной зоны.
Первым же выстрелом советский танк поразил заполненный гитлеровцами бронетранспортёр. Уцелевшие фашисты, поливаемые пулемётным огнём, в ужасе разбегались в разные стороны. Горящий броневик делал их хорошей мишенью. Дальше, раздавив все до единого орудия, танкисты устремились в город. Навстречу им двигалась вражеская автоколонна. Уже через несколько минут об этом напоминали лишь груды дерева, металла да трупы гитлеровцев.
Всего 60 минут назад пересекли наши танкисты Березину и начали схватку с врагом. За это время урон фашистам причинили немалый. Можно было с чистой совестью уйти в лес, дождаться своих. Экипаж никто бы за это не осудил.
Но судьбу смельчаков в данный момент определило веление совести. Экипаж танка – Александр Петряев и Алексей Данилов единодушно согласились со своим командиром Павлом Раком сражаться до конца. И они совершили невозможное…
Танкисты действовали спокойно, дерзко, хладнокровно. К немецкой комендатуре они вышли случайно. Внезапность появления «тридцатьчетверки» у германского штаба решила исход короткого боя. Разрушив здание и «проутюжив» стоящие здесь многочисленные автомобили, советский экипаж снова скрылся. У гитлеровцев началась паника – они не хотели верить, причиной всех этих «неприятностей» стал один единственный советский танк! Германское командование бросало все средства против дерзкой бронемашины.
Но это не остановило героический экипаж Рака. Вместо того, чтобы на рассвете уйти в лес, танкисты «придумали» себе еще один подвиг. Узнав, что в борисовском госпитале оккупанты содержат больных и раненых красноармейцев, а на окраине города оборудован лагерь смерти, они устремились туда.
У госпиталя отважный экипаж оказался именно в тот момент, когда фашисты собирались поджечь людей, запертых в деревянных бараках. Около 200 узников были спасены и ушли в лес.
Роковая схватка с «тиграми» и «пантерами» произошла в 15 часов 30 минут, когда наши танкисты пересекали Минское шоссе, направляясь к Березине, навстречу советским войскам. Вражеские пушки ударили из засады прямой наводкой, с близкого расстояния. Героический экипаж вёл неравный бой до последнего. Даже когда танк уже горел, тяжело раненый стрелок-радист Алексей Данилов продолжал передавать своим данные о противнике…
Всем троим было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Героический экипаж: Павел Рак, Алексей Данилов и Александр Петряев – похоронен в городе Борисове. На центральной площади – воздвигнут монумент в честь трех танкистов и их легендарной «Тэтридцатьчетверке».